Восстановительный массаж спины за 40 минут!
История русской бани
Развитие бани на Руси
История развития бань на Древней Руси и в России средних веков имела свои самобытные черты. Летописец Нестор (IX в.) писал, что бани встречаются по всей стране и что русские очень любят, попарившись в бане, поваляться в снегу или окунуться в прорубь. Арабские путешественники, побывавшие на Руси в X в., отмечали, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища. Действительно, в старину вначале строили баню и жили в ней, пока возводили жилой дом.
Адам Олеарий, секретарь Шлезвиг-Гольштейнского посольства в России в 30-х гг. XVII в., рассказывал: "Русские могут выносить чрезвычайный жар, и в бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог выносить. Затем, когда от такого жару они сделаются все красными и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из нее голыми, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, а зимой, выскочив из бани, они валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню".
Истоки парных бань в России идут от народной гигиены, возникшей еще раньше, чем народная медицина. Однако такие народные гигиенические средства, как омовение в водоисточниках, применение горячих ванн и парных бань, были направлены не только на поддержание чистоты тела, но и на сохранение здоровья, закаливание, поддержание молодости и красоты. Даже новорожденного ребенка купали в теплой воде с небольшим количеством щелока, полученного из соломенной золы (более нежной, чем древесная), рано начинали припаривать в бане березовым веничком, предварительно смазав кожу ребенка толстым слоем дрожжей и завернув его в пеленку.
Женщины, заботясь о здоровье и красоте кожи, с успехом использовали пищевые продукты: молоко, простоквашу, ржаной хлеб, сметану, хлебный квас, мед, толокно, растительное и сливочное масло, огурцы, яйца и т. д., а также листья, корни, плоды многих растений. В бане применялись; наиболее распространенные растения - листья ромашки, зверобоя, подорожника, чистотела, лопуха, дубовая кора, крапива, мята и др.
В XVII в. был построен новый, более современный водопровод. Вода самотеком поступала по специальной галерее в колодец, находившийся в подвале Свибловой башни. Оттуда при помощи конного привода вода подавалась в бак, находившийся на башне, и по свинцовым трубам поступала в резервуар, а отсюда - в царские бани.
Историки и этнографы отмечают, что в русских деревнях издавна сохранялся также обычай париться в печи. Так, П. И. Страхов в своем труде "Сказания русского народа" описал: "Когда истопят печь пожарче, например под хлеба, то как вынут их, возьмут воду, нагреют загодя, настелют под (дно в печи - прим. авт.) соломою, веник прихватят, распаренный домягка. Для хорошего духу - небольшую посудину с квасом. А ежели жених или невеста перед свадьбой - то с пивом: еще запашистее. Улегшись в печи как способнее, велит человек заслонить за собой устье] печи, прыскает по сторонам и поверху квасом ли, пивом ли. Всего лучше пучком соломы прыскать. Потом ее в воду окунуть и прыснуть снова - пару поддать себе, сколько надобно, а потом уже и париться. Выходит разопрелый человек из печи в сени или во двор - холодной водой окатывается. Непременно надо полежать потом - на лавке или на полу, на соломе. Отдохнув, помыться у печи со щелоком, а ежели опять на теле зуд почувствует, снова в печь лезть и париться в другой раз. Кто по старости или по болезням немощен бывает, так что сам в печь не в силах влезть, то другие укладывают его на доску и, как хлеба, вдвигают в печь. За ним полезет другой человек, чтобы парить и мыть слабого и дряхлого".
Большим любителем и знатоком русской бани был А.С. Пушкин, прекрасно описавший ее в поэме "Руслан и Людмила". Почитали баню и И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, И.Куприн, В.А. Гиляровский и многие другие писатели.
А.В. Суворов в детстве был больным и слабым, и только благодаря физическим упражнениям, закаливанию и peryлярному посещению бани он стал крепким и выносливым человеком. До преклонного возраста Александр Васильевич сохранил неукротимую энергию, жизнерадостность творческую работоспособность. В записках о нем в февральском номере журнала "Замечатель" за 1842 г. отмечено: "В бане Суворов выдерживал ужасный жар на полке после чего на него выливали ведер десять холодной воды...
Баня была подлинной страстью великого русского артиста Ф. И. Шаляпина. "Это у меня с детства,- часто и охотно рассказывал Шаляпин.- Любил я с отцом ходить в баню... Там мылись мы и парились часами, до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел в баню и там без конца мылся, намывался, обливался, парился, шпарился и опять начинал все сначала".